Рынок ценных бумаг

| Главная | Понятие рынка ценных бумаг | Структура фондового рынка |

| История развития рынка ценных бумаг | Рынок ценных бумаг в США | Денежные суррогаты |

В последнее время самым тяжелым бременем на плечи практически всех предприятий легла проблема неплатежей . В связи с недостаточностью наличных денег в экономике все большее количество расчетов переходит в сферу неденежной экономики , оборот которой обслуживают взаимные неплатежи , бартер и пестрое семейство денежных суррогатов . И хотя суррогаты разрушают бюджет , навлекают гнев МВФ , они все же дают надежду на выживание предприятиям , задыхающимся от безденежья .
Первым детищем Минфина составившим неплохую конкуренцию деньгам , были казначейские обязательства (КО) , выпуск которых начался с 1995 г. и позволил частично решить проблемы финансирования ряда программ. предусмотренных в федеральном бюджете. Суммарная эмиссия казначейских обязательств ( с сентября 1994 по декабрь 1995 года ) составила 29.1 трлн.рублей. Казначейские обязательства выпускаются Министерством Финансов РФ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 906 от 9 августа 1994 года.
КО являлись ценными бумагами с фиксированным доходом в 40% годовых , эмитировались они в виде электронных записей на счетах депо в уполномоченных банках-депозитариях .Их можно было хранить до погашения ( при этом доходность стабильно превышала ставки ГКО на 10-30% ) , рассчитываться по номиналу обязательств со своими поставщиками, а также безусловно погашать ими федеральные налоги по ставке номинал плюс накопленный процентный доход .
Под давлением МВФ , который счел КО денежным суррогатом , ведущим к скрытой инфляции , с января 1996 года Минфин прекратил выпуск казначейских обязательств.
По итогам 1995 года Казначейские обязательства стали вторыми по объему и популярности после ГКО ценными бумагами обращающимися на российском фондовом рынке.
КО были признаны “нерыночным” не потому что их доходность низка, а потому, что они выпускались государством, принимались в оплату налогов и фактически являлись “альтернативными” деньгами, выпускавшимися Минфином в обход Центрального банка. Но с другой стороны уже отлаженный механизм функционирования КО, а также кризис неплатежей в стране, заставляют Минфин искать сходные инструменты развязывания неплатежей между бюджетом и предприятиями.
В 1996 году эстафета щадящего казну способа финансирования перешла к казначейским налоговым освобождениям (КНО) . Согласно нормативным документам , КНО не являлись ценными бумагами , что автоматически вело к формальному запрету на куплю-продажу и залог КНО. Сфера их использования ограничивалась погашением налоговой задолженности в федеральный бюджет или передачей кредиторам получателя КНО , причем только таким , которые имели задолженность перед бюджетом на ту же сумму и тот же срок , который указан в конкретном приказе Минфина о выделении КНО .
Однако был найден вполне законный способ продажи КНО любому должнику бюджета посредством заключения фиктивного договора поставки с предоплатой в виде КНО , дальнейшим его расторжением и возвратом средств. Первые сделки по КНО прошли в конце февраля - начале марта 1996 года.
Обращения данных бумах регламентируется исключительно приказами Министерства Финансов и подведомственными актами министерств. Данные бумаги позволяли производить взаимозачет по долгам ряда министерств (Министерство обороны) предприятиям и долгам этих предприятий федеральному бюджету.
КНО нельзя признать полноценным финансовым инструментом прежде всего потому , что их нельзя было погасить деньгами . Это автоматически сужало сферу использования КНО : в отличие от КО банкам и финансовым компаниям как доходный инструмент они не нужны. Из- за неразберихи в оформлении вопрос получения КНО постепенно свелся к открытой борьбе за интересы тех или иных министерств или крупных предприятий в Минфине . КНО стали ходить в узком кругу российских монополистов и под давлением МВФ в июле 1996 года постановлением правительства выдача КНО была прекращена .

Хостинг от uCoz