В
последнее время самым тяжелым бременем на плечи практически всех предприятий
легла проблема неплатежей . В связи с недостаточностью наличных денег
в экономике все большее количество расчетов переходит в сферу неденежной
экономики , оборот которой обслуживают взаимные неплатежи , бартер и
пестрое семейство денежных суррогатов . И хотя суррогаты разрушают бюджет
, навлекают гнев МВФ , они все же дают надежду на выживание предприятиям
, задыхающимся от безденежья .
Первым детищем Минфина составившим неплохую конкуренцию деньгам , были казначейские
обязательства (КО) , выпуск которых начался с 1995 г. и позволил частично решить
проблемы финансирования ряда программ. предусмотренных в федеральном бюджете.
Суммарная эмиссия казначейских обязательств ( с сентября 1994 по декабрь 1995
года ) составила 29.1 трлн.рублей. Казначейские обязательства выпускаются Министерством
Финансов РФ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
№ 906 от 9 августа 1994 года.
КО являлись ценными бумагами с фиксированным доходом в 40% годовых , эмитировались
они в виде электронных записей на счетах депо в уполномоченных банках-депозитариях
.Их можно было хранить до погашения ( при этом доходность стабильно превышала
ставки ГКО на 10-30% ) , рассчитываться по номиналу обязательств со своими поставщиками,
а также безусловно погашать ими федеральные налоги по ставке номинал плюс накопленный
процентный доход .
Под давлением МВФ , который счел КО денежным суррогатом , ведущим к скрытой инфляции
, с января 1996 года Минфин прекратил выпуск казначейских обязательств.
По итогам 1995 года Казначейские обязательства стали вторыми по объему и популярности
после ГКО ценными бумагами обращающимися на российском фондовом рынке.
КО были признаны “нерыночным” не потому что их доходность низка, а потому, что
они выпускались государством, принимались в оплату налогов и фактически являлись
“альтернативными” деньгами, выпускавшимися Минфином в обход Центрального банка.
Но с другой стороны уже отлаженный механизм функционирования КО, а также кризис
неплатежей в стране, заставляют Минфин искать сходные инструменты развязывания
неплатежей между бюджетом и предприятиями.
В 1996 году эстафета щадящего казну способа финансирования перешла к казначейским
налоговым освобождениям (КНО) . Согласно нормативным документам , КНО не являлись
ценными бумагами , что автоматически вело к формальному запрету на куплю-продажу
и залог КНО. Сфера их использования ограничивалась погашением налоговой задолженности
в федеральный бюджет или передачей кредиторам получателя КНО , причем только
таким , которые имели задолженность перед бюджетом на ту же сумму и тот же срок
, который указан в конкретном приказе Минфина о выделении КНО .
Однако был найден вполне законный способ продажи КНО любому должнику бюджета
посредством заключения фиктивного договора поставки с предоплатой в виде КНО
, дальнейшим его расторжением и возвратом средств. Первые сделки по КНО прошли
в конце февраля - начале марта 1996 года.
Обращения данных бумах регламентируется исключительно приказами Министерства
Финансов и подведомственными актами министерств. Данные бумаги позволяли производить
взаимозачет по долгам ряда министерств (Министерство обороны) предприятиям и
долгам этих предприятий федеральному бюджету.
КНО нельзя признать полноценным финансовым инструментом прежде всего потому ,
что их нельзя было погасить деньгами . Это автоматически сужало сферу использования
КНО : в отличие от КО банкам и финансовым компаниям как доходный инструмент они
не нужны. Из- за неразберихи в оформлении вопрос получения КНО постепенно свелся
к открытой борьбе за интересы тех или иных министерств или крупных предприятий
в Минфине . КНО стали ходить в узком кругу российских монополистов и под давлением
МВФ в июле 1996 года постановлением правительства выдача КНО была прекращена
. |